Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
числа таких рабов Его был и тот, который сказал о себе
в псалме: "Послушаю, что скажет Господь Бог" (Пс.
LXXXIV, 9).
Или, может быть, откровение о сотворении жены дано
было человеку через ангела в подобиях телесных звуков,
хотя Писание и умолчало, во сне ли оцо было сделано
или, как это часто бывает, в экстазе, или каким-либо
иным образом, подобно тому, например, как даются откро-
вения пророкам, к числу коих относится и следующее:
"И сказал мне Ангел, говоривший со мною"* (Зах. I, 9),
или же Он издал и голос через какую-нибудь телесную
тварь, как издал Он голос из облака: "Сей есть Сын Мой
Возлюбленный" (Мф. III, 17). Какой из всех этих способов
имел тут место, этого ясно представить себе мы не можем;
будем, однако, считать за несомненную истину, что Бог
изрек эти слова, и если изрек их телесным голосом или
временно выраженным подобием, то говорил не через
Свою субстанцию, а при посредстве какой-либо твари,
подчиненной Его власти, как об этом сказано в предыдущей
книге.
Ибо Бог был видим и после святыми мужами то с
убеленною, как волна, главою, то с нижнею половиною
тела, как медь, то как-то еще; однако для тех, которые
блаженно веруют и лучше других понимают, что вечная
субстанция Троицы, сообщая движение всем прочим суб-
станциям, сама не движется ни во времени, ни в прос-
транстве, совершенно несомненно, что эти видения Бог
сообщал не Своею субстанцией, а при посредстве под-
чиненных ей сотворенных субстанций. Поэтому не будем
более доискиваться, как Бог сказал вышеприведенные
слова, а лучше постараемся понять их смысл. Ибо что
надобно было сотворить для человека подобную ему по-
мощницу, это содержит в Себе сама вечная Истина, и в
Ней слышит об этом тот, кто может познавать в Ней,
что сотворено и для чего.
* В списках, цитируемых Аигустином, сказано: "И сказал мне
Ангел, гоиорииший но мне".
532