Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Если же кого-нибудь тревожит то обстоятельство, что
(Писание) говорит не: "Образовал еще Бог из земли всех
зверей полевых, а из воды всех птиц небесных", но так,
что как бы оба эти рода Он сотворил из земли, тот пусть
знает, что в этом случае возможны два объяснения: или
Писание здесь просто умолчало о том, из чего Бог создал
птиц небесных, поскольку нам и так должно быть ясно,
что из земли Бог создал не то и другое, а только зверей
полевых, что же касается птиц небесных, то нам уже
прежде было сказано, что они произведены из вод при
первом творении причин; или же под землей в настоящем
случае понимается земля совокупно с водою подобно тому,
как названа она в том псалме, в котором, окончив похвалы
со стороны небесных предметов, (писатель) обращает свою
речь к земле и говорит: "Хвалите Господа от земли,
великие рыбы и все бездны" (Пс. CXLVIII, 7), а не
говорит: "Хвалите Господа от воды". Само собою понятно,
что все бездны находятся в водах, и однако они хвалят
Господа от земли; в водах же находятся и пресмыкающиеся
и птицы крылатые, и тем не менее они хвалят Господа
от земли. Согласно с таким общим наименованием земли,
применительно к которому и о целом мире говорится,
что Бог создал небо и землю, все, что сотворено из суши
или из воды, может пониматься как сотворенное из земли.
Глава II
Обратим теперь внимание на то, как надобно понимать
слова Бога: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим
ему помощника, соответственного ему", т. е. изрек ли Он
эти слова во времени, издав некие определенные звуки,
или здесь указывается на изначально существовавшую в
Слове Бога идею, по которой должна была произойти
жена; каковую идею Писание подразумевало и тогда, когда
говорило: "И сказал Бог: да будет...", т. е. при первона-
чальном создании всего? А быть может, Бог изрек эти
слова в уме самого человека, подобно тому, как говорит
Он некоторым рабам Своим в самих же рабах Своих? Из
531