Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ДЕВЯТАЯ
Глава I
"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соотве£ственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых
и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть,
как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую
душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена
всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;
но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда
он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место
плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это
кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет
называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит
человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене
своей; и будут одна плоть" (Быт. II, 18 — 24).
Если то, что рассмотрено и написано нами в предыдущих
книгах, служит читателю своего рода пособием, то нет
надобности долго останавливаться на словах: "Господь Бог
образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных", потому что в предыдущих книгах мы объяснили,
по какой причине сказано "еще"*, а именно: в связи с
совершенным в шесть дней созданием тварей, в котором
причинно все было разом и начато, и закончено, дабы
эти причины обнаруживались потом в своих действиях.
Но если кто-нибудь решит, что этот предмет следует
изъяснять иначе, тот пусть прежде внимательно исследует
все то, что мы имели в виду, составляя свое мнение, и
если при этом он в состоянии будет составить более
вероятное мнение, мы со своей стороны не только не
станем ему препятствовать, но, напротив, искренне поб-
лагодарим.
* В списках, цитируемых Аигустином, сказано: "Образоиал еще
Бог из земли...".
530