Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Поэтому, если Адам был таким, что был в состоянии
понять ту речь Бога, которую Он сообщает ангельским
умам Своею субстанцией, то не следует сомневаться, что
Бог удивительным и неизреченным образом привел в
движение его ум и начертал в нем полезную и спасительную
заповедь истины, показав неизреченно этою истиной, какое
должно быть наказание преступнику, подобно тому, как
слышны и видимы бывают все благие заповеди в самой
непреложной Премудрости, которая в известное время
переходит в святые души (Прем. VII, 27), хотя в Ней
самой нет никакого движения во времени. Если же он
не был достаточно праведным и ему был необходим еще
и авторитет другой, более святой и мудрой твари, с
помощью которой он мог бы познавать волю и повеление
Божие, как нам необходим авторитет пророков, а пророкам
— авторитет ангелов, то что нам мешает признать, что
Бог говорил с ним при посредстве какой-либо подобной
твари такими образом, что он (Адам) мог все понять?
Ибо кто разумеет католическую веру, тот ни в каком
случае не должен сомневаться, что написанное дальше, а
именно, что согрешив (прародители) услышали голос Гос-
пода Бога, ходящего в раю (Быт. III, 2), подразумевает
не телесный звук, произнесенный Его субстанцией, но
звук, возникший при посредстве подчиненной Ей твари.
Об этом я хотел бы поговорить несколько подробнее,
потому что некоторые еретики полагают, что субстанция
Сына Божия даже и без принятия тела сама по себе
видима, а потому еще прежде принятия тела от Девы Он,
говорят они, был видим отцами (как-будто об одном
только Отце было сказано, что Его "никто из человеков
не видел и видеть не может" (I Тим. VI, 16)!), так как
Сын был видим до принятия зрака раба даже и по Своей
субстанции. Подобное нечестие католическими умами дол-
жно быть отвергнуто. Но о сем, если будет благоугодно
Господу, полнее скажем в другое время; теперь же, закончив
настоящую книгу, перейдем к рассмотрению того, как из
ребра мужа была сотворена жена.
529