Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/530"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
времени и пространства в самом Боге составляет жизнь
без времени и пространства), — если, говорю, Бог делает
нечто такое, то мы не должны думать, что субстанция
Бога изменяема во времени и пространстве или движима
во времени и пространстве, а должны относить это к
действию божественного Промысла; не к*тому действию,
коим Бог творит природы, а к тому, коим Он управляет
сотворенными природами внешним образом, Сам будучи
не пространственной величиной, а непреложным и пре-
восходным могуществом для всякой вещи как внутренним,
ибо все в Нем содержится, так и внешним, ибо Он
превыше всего. Равным образом, не продолжительностью
времени, а непреложною вечностью Он и древнее всего,
потому что существует раньше всего, и новее всего, так
как остается после всего тем же самым.
Глава XXVII
Поэтому, когда мы читаем слова Писания: "И заповедал
Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду
ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не
ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертию умрешь", то останавливаясь на вопросе о том,
каким образом Бог говорил приведенные слова, мы хотя
и не можем постигнуть самого этого способа, однако
должны признать за несомненнейшую истину, что Бог
говорит или через Свою субстанцию, или через под-
чиненную Себе тварь. Но через Свою субстанцию Он
говорит либо для творения всех природ, либо же, обращаясь
к духовным и разумным природам — еще и для их
просвещения, когда они могут понимать Его речь, какова
она в том Его Слове, которое "в начале... было у Бога,
и Слово было Бог" (Иоан. 1, I). С теми же, которые не
могут понимать этой речи, Он говорит не иначе, как
через тварь или только духовную, в сновидениях ли, или
при экстазе — в подобиях телесным предметам, или же
и через телесную, когда нашим телесным чувствам пред-
ставляется какой-нибудь образ или слышатся звуки.
528