Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/53"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
было бы подумать, что не грешно иметь тяжбу с другим,
но только грешно желать судиться вне церкви, если бы
он непосредственно не прибавил: "Уже и в том виноваты
вы, что имеете тяжбы между собою". И чтобы кто-нибудь
не оправдывал этого, говоря, что он имеет правое дело,
но терпит несправедливость, от которой желает избавиться
по приговору судей, он тотчас же отвечает на такие
размышления или оправдания и говорит: "Почему бы вам
лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше
не терпеть лишения?" Получается то, что говорит Господь:
"Если кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду (Мф. V, 40); и в другом
месте: "От взявшего твое, не требуй назад" (Лук. VI, 30).
Итак, он предостерег своих от суда по житейским делам
с другими людьми; с этой точки зрения апостол называет
такой суд грехом. Однако, когда он позволяет братьям
такие тяжбы между собою оканчивать в церкви и строго
запрещает их вне церкви, то ясно, что и здесь это
допускается для слабых по снисхождению.
79. Есть же некоторые грехи, которые могли бы считаться
весьма легкими, если бы Писание не указывало, что они
более тяжелые, чем о них думают. Кто говорящего брату
своему: "безумный" мог бы считать повинным геенне,
если бы о том не сказала Истина? Однако, для этой раны
Она тотчас предлагает и лекарство, присоединяя правило
братского примирения, тут же Она говорит: "Итак, если
ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя..." и т. д.
(Мф. V, 22, 23). Или кто мог бы подумать, что такой
большой грех — наблюдать дни, и месяцы, и годы, как
наблюдают те, которые в известные дни, или месяцы, или
годы желают или не желают предпринимать что-нибудь,
так как якобы различают время счастливое и несчастливое;
кто мог бы подумать, какой большой это грех, если бы
величину этого зла мы не определяли из опасения апостола,
сказавшего таковым: "Боюсь за вас, не напрасно ли я
трудился у вас" (Гал. IV, 11).
80. К этому присоединяется еще то обстоятельство, что
большие и страшные грехи, коль скоро они входят в
51