Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/529"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
которые сообщаются душе посредством телесных органов,
однако, будучи настолько им подобен, что когда он
происходит, то или совершенно не может, или с трудом
и весьма редко может быть отличаем от них, а с другой
стороны, будучи более внешним, нежели видения, которые
духовный ум созерцает в самой непреложной и вечной
истине и при ее свете судит о всех них, этот род видений,
полагаю, должен быть поставлен в число тех, которые
происходят внешним образом.
Итак, говорю, духовная, разумная, совершенная и бла-
женная природа, каковой является природа ангелов, на-
сколько дело касается ее в себе самой, чтобы она была
и была мудрою и блаженною, поддерживается не иначе,
как внутренне — вечностью, истиною и любовью Творца.
Если же надобно сказать и о том, что она поддерживается
внешним образом, то поддерживается, может быть, тем,
что ангелы видят друг друга и всем своим обществом
радуются в Боге, а также и тем, что, созерцая все твари,
они благодарят и славословят Творца. Что же касается
деятельности ангельской природы, при посредстве которой
провидение Божие наблюдает за родами всех вещей, в
особенности же за родом человеческим, то она сама
является поддерживающею внешне при помощи, с одной
стороны, видений, подобных телесным, а с другой — тел,
подлежащих ангельской власти.
Глава XXVI
А если так, если всемогущий, вседержащий и неиз-
менный в Своей вечности, истине и воле Бог, не двигаясь
ни во времени, ни в пространстве, движет во времени
духовную тварь, а телесную во времени и пространстве,
так что внутренне поддерживая природы этим движением,
управляет ими и внешним образом, с одной стороны, при
посредстве подчиненных Ему воль, которыми Он движет
только во времени, а с другой — при посредстве под-
чиненных Ему и упомянутым волям тел, которыми Он
движет во времени и пространстве (а причину этого
527