Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/528"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
повелению во времени, хотя сам Он во времени не
движется, — двигаются не так, что отступают и удаляются
от созерцания Бога, но одновременно и созерцают Его
вне времени и пространства, и исполняют Его повеления
в кругу низших предметов, двигая себя во времени, а тела
— во времени и пространстве, насколько эт# соответствует
их деятельности. И потому Бог своим двучастным Про-
мыслом присутствует при всей твари: при природах, чтобы
они были, и при волях, чтобы они ничего не делали без
Его повеления или дозволения.
Глава XXV
Итак, телесная природа вселенной поддерживается не
извне и не телесным образом. Ибо вне ее нет никакого
тела; иначе — она уже не вселенная. Но она поддерживается
внутренне, бестелесным образом, так как то — дело Бога,
что природа, (взятая) в целом, существует, ибо "все из
Него, Им и к Нему" (Рим. XI ,36). Части же вселенной
поддерживаются (или лучше сказать, происходят), с одной
стороны, внутренне-бестелесным образом, чтобы быть при-
родами, а с другой — внешне-телесным, чтобы стать
лучше, как, например, от питания, земледелия, медицины
и всего, что только делается к украшению, чтобы они
были не только здоровее и плодороднее, но и красивее.
Духовная же природа, если она совершенна и блаженна,
как природа святых Ангелов, — насколько это касается
ее самой в себе, т. е. чтобы она была и была мудрою,
— поддерживается не иначе, как внутренне-бестелесным
образом. Ибо Бог говорит с нею удивительным и неиз-
реченным образом внутренне, а не при помощи ни Писа-
ния, переданного нам посредством телесных знаков, ни
телесных звуков, доступных слуху, ни, наконец, телесных
подобий, какие образно происходят в духе, например, во
сне, или в некоем исступлении духа, которое по-гречески
называется екатаок;; этим словом воспользуемся и мы
вместо латинского, потому что хотя этот род видений и
происходит в большей мере внутренним образом, чем те,
S26