Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
она не могла употребить во благо. А так как не всем
природам она дала свободную волю, те же, коим дала,
выше и могущественнее, то природы, которые воли не
имеют, необходимо должны быть подчинены тем, которые
ее имеют, и это — по распоряжению Творца, Который
никогда не наказывает злой воли до отнятия у нее
естественного достоинства. Отсюда, всякое тело и всякая
неразумная душа, раз они не имеют свободной воли,
подчинены тем природам, которые одарены свободною
волей, — подчинены не все и всем, а как распределило
это правосудие Творца.
Таким образом, провидение Божие, управляя и распо-
ряжаясь своею тварью, природами и волями, —природами,
чтобы они существовали, а волями, чтобы они не оставались
бесплодно добрыми и безнаказанно злыми, подчиняет
сначала все себе, затем телесную тварь — духовной,
неразумную — разумной, земную — небесной, женскую
— мужской, менее сильную — более сильной, несовер-
шенную — более совершенной. В ряду же воль добрые
воли оно подчиняет себе, а остальные — добрым, Ему
служащим, так, чтобы злая воля претерпевала то, что по
повелению Божию сделала бы добрая, через себя ли саму,
или через злую волю, но (в последнем случае) только в
кругу таких предметов, которые естественно подчинены
злым волям, т. е. в телах. Ибо злые воли в себе самих
носят свое внутреннее наказание и такую же свою пороч-
ность.
Глава XXIV
Поэтому высшим ангелам, смиренно услаждающимся
Богом и блаженно Ему служащим, подчинена всякая
природа, всякая неразумная жизнь, всякая слабая или
развращенная воля, так что они делают из подчиненных
им то, чего требует порядок природы, по велению Того,
кому подчинено все. В Нем они видят непреложную
Истину и сообразно с нею направляют свою волю. А
потому они всегда участвуют в Его вечности, истине и
воле вне времени и пространства. Двигаются же по Его
525