Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пространственно, как вода наполняет мех или губку, а
удивительным образом соприкасается с телом, оживотворяя
его бестелесным образом, — тем более, говорю, мановение
воли для того, чтобы двигать в пространстве телом, само
в пространстве не движется, когда целым телом движет
через его части, а известными частями движет не иначе,
как через такие, которыми в пространстве не движет.
Глава XXII
Если понять это трудно, пусть верят тому и другому,
т. е. и тому, что духовная тварь, не двигаясь в пространстве,
движет в пространстве телом, и тому, что Бог, не двигаясь
во времени, движет во времени духовную тварь. Причем,
что касается души, этому следует не только верить, но и
понимать, если только мыслить душу бестелесной, каковой
она и является. Ибо кому же может представляться трудным
уразуметь, что не может двигаться в пространстве то, что
не занимает пространства? А все, что занимает пространство
— тело. Отсюда следует, что душа не может двигаться в
пространстве, коль скоро она не тело. Но если, как я
начал было говорить, кто-нибудь не хочет этому верить
относительно души, не следует слишком строго его за это
ругать. Если же он не верит и тому, что субстанция Божия
не движется ни во времени, ни в пространстве, то, выходит,
он не вполне еще верит и в Ее неизменяемость.
Глава XXIII
Но так как природа Троицы совершенно неизменяема
и потому настолько вечна, что ей не может быть ничего
совечного, то она у себя и в себе самой движет под-
чиненную ей тварь во времени и пространстве, творя
природы благостью и промышляя о волях могуществом,
так что в ряду природ нет ни одной, которая была бы
не от нее, а между волями нет ни одной доброй, которой
бы она не вспомоществовала, ни одной злой, которой бы
524