Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/525"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Бог, сам не двигаясь ни во времени, ни в пространстве
движет во времени и пространстве Свою тварь, тот, думаю*
не может составить себе понятие об этом, не поняв прежде*
как душа, т. е. сотворенный дух, движущийся не ^
пространстве, а только во времени, движет телом в^
времени и пространстве. Ибо если такой не в состояниц,
понять того, что происходит в нем самом, не тем л^,
менее он будет в состоянии понять то, что выше него?4
Ибо душа, связанная привычкою телесных чувств, ду-_
мает, что и сама она движется вместе с телом в проста
ранстве, коль скоро движется тело. Но если она в состояние
присмотреться повнимательней, как расположены своегю
рода центры членов ее тела, служащие точками опор^,
при движении, то увидит, что те из членов, которь^е
движутся в известном промежутке пространства, движутся
только от тех, которые сами неподвижны. Так, ни оди н
палец не может двигаться, если не неподвижна рука, с*г
которой, как от неподвижного центра, он может двигаться
точно также, когда движется ладонь от всего локтевоь0
сустава, локоть — от плечевого, плечо — от спины, т-0
при неподвижности самих центров, на которые как б.ь,
опирается движение, движущийся член проходит известней
промежуток пространства. Равным образом, в пятке з^_
ключается опора ступни, при неподвижности которой стуг^_
ня движется, в колене — опора голени, в бедренной коои
— опора всей ноги; да и вообще каждый член, которь*м
движет воля, движется не иначе, как от какого-нибу^ь
своего центра, коим первоначально управляет мановенце
воли, дабы от того, что не движется в известном промежутке
пространства, могло приходить в движение то, что движется
Короче говоря, нога не двигалась бы при ходьбе, ес^и
бы другая нога не поддерживала всего тела.
Но если даже в теле каждым членом воля движет це
иначе, как от такого органа, которым она не движет, хо^я
как та часть тела, которая движется, так и та, от котор^
первая движется, имеют свои телесные величины, кои\<и
они занимают известные промежутки пространства; то т^м
более само мановение души, которому повинуются член^^
хотя душа — бестелесная природа и не наполняет те^0
5*3