Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уже нет, как это бывает в тех природах, которые могут
претерпевать изменения во времени.
Глава XX
Сей Живущий в неизменной вечности сотворил разом
все, от чего уже текут времена, наполняются пространства
и временными и пространственными движениями вещей
вращаются века. Из этих вещей одни Он сотворил духов-
ными, а другие — телесными, образовав материю, которую
не кто-либо другой, а сам Он создал бесформенной, но
способной воспринимать формы, так что своему образо-
ванию она предшествует не по времени, а причинно.
Духовную тварь Он поставил выше телесной, так как
духовная тварь может изменяться только во времени, а
телесная — во времени и пространстве. Так, наш дух
приводится в движение благодатью, или воспоминая то,
что забыл, или учась тому, чего не знал, или желая того,
чего не хотел; тело же движется в пространстве, с земли
ли к небу, или с неба к земле, или с востока на запад,
или другим каким-нибудь образом. А все, что движется
в пространстве, может двигаться и во времени; все же,
что движется во времени, не движется непременно и в
пространстве. Отсюда, как субстанцию, которая движется
в пространстве, превосходит субстанция, которая движется
только во времени, так и эту последнюю превосходит
субстанция, которая не движется ни во времени, ни в
пространстве. Дух сотворенный движет самого себя во
времени, а телом — во времени и пространстве; Дух же
Создатель — Себя самого движет вне времени и прост-
ранства, сотворенным духом — во времени, но вне прос-
транства, а телом — во времени и пространстве.
Глава XXI
Вот почему тот, кто силится понять, каким образом
вечно истинный и вечно бессмертный и непреложный
522