Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XVIII
Возможен вопрос и о том, как говорил Бог с человеком,
которого Он создал, несомненно, уже одаренным чувствами
и умом, так что человек мог слышать и понимать гово-
рящего? Ибо он не мог бы получить и заповеди, прес-
тупление которой делало его виновным, если бы не был
одарен способностью понимать. Каким же образом Бог
говорил с ним? Внутренне ли, в уме его, мысленно, то
есть так, чтобы человек умным образом разумел волю и
заповедь Божию безо всяких телесных звуков, или же
как-либо материально? Писание повествует таким образом,
что мы скорее должны думать, что Бог говорил с человеком
в раю так, как говорил Он потом с праотцами, например
с Авраамом и Моисеем, т. е. в некотором телесном виде.
В этом именно заключается причина, что они услышали
глас Бога, ходящего в раю, и скрылись (Быт. III, 8).
Глава XIX
Здесь нам представляется случай обратить, насколько
мы можем и насколько удостоит помочь нам в этом Бог,
свой взор на двоякое действие божественного Промысла,
дабы ум читателя уже с этого момента начал приучаться
к рассмотрению того, что в наибольшей мере служит для
нас поддержкой и ограждает от недостойных мыслей о
самой субстанции Бога. Итак, мы говорим, что высший,
истинный, единый и единственный Бог, Отец, Сын и
Святой Дух, т. е. Бог, Его Слово и Дух Обоих, неслиянная
и нераздельная Троица, Бог, который один имеет бес-
смертие и живет в свете неприступном, которого никто
из людей не видел и видеть не может (I Тим. VI, 16),
— сей Бог не содержится ни конечным, ни бесконечным
пространством и не изменяется во времени, ни в конечном,
ни в бесконечном. Ибо в Его субстанции нет ничего
такого, что было бы короче в части, чем в целом, как
это необходимо бывает во всем, что находится в прост-
ранстве; не было в ней также и чего-либо такого, чего
521