Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/52"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и потому могут оставаться в страшном нечестии и в
дурных пороках; потому что они не только совершают их,
но и любят и всегда желают, если только могли бы
оставаться безнаказанными, пребывать в них. "Любящие
же неправду — ненавидят свою душу", а кто ненавидит
свою душу, тот не милостив к ней, но безжалостен. Ведь,
любя ее для мира, он ненавидит ее для Бога. А если бы
он пожелал дать ей милостыню, благодаря которой у него
все было бы чисто, то он возненавидел бы ее для мира
и возлюбил бы для Бога. Никто же не даст никакой
милостыни, если не получает ее сам от Того, Кто не
нуждается. Поэтому сказано: "Милость Его предварит
меня" (Ис. LVIII, 11).
78. Какие же грехи — легкие и какие — тяжелые,
нужно взвешивать не человеческим, а Божеским судом.
Ибо мы видим, что некоторые грехи по неведенью были
дозволены самими апостолами: таков — тот, о коем
досточтимый Павел говорит супругам: "Не уклоняйтесь
друг от друга, разве по согласию, на время, чтобы быть
свободными для молитвы, а потом опять будьте вместе,
чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1
Кор. VII, 5). Можно подумать, что не грешно соединяться
с женой не для рождения детей, в чем и состоит цель
брака, а ради чувственного удовольствия, чтобы слабость
невоздержаных избегала смертоносного зла блуда или пре-
любодеяния, или иной какой нечистоты, о чем стыдно и
говорить, каковым может соблазнить страсть при иску-
шении сатаны. Это, как я сказал, могло бы не считаться
грехом, если бы он не прибавил: "Это же говорю как
позволение, но не как повеление" (I Кор. VII, 6). Кто
же будет отрицать, что это — грех, хотя бы и признал,
что совершающим его дается позволение апостольским
авторитетом? То же самое, когда говорит: "Смеет ли кто
из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не
у святых?" И немного спустя: "Итак, если будете иметь
житейские тяжбы, поставляйте ничего не значащих в
церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами
ни одного разумного, который мог бы рассудить между
братьями своими?" (I Кор. VI, 1—6). И здесь можно
50