Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
доколе человек не отступает от Бога, Бог своим присут-
ствием оправдывает его, освящает и делает блаженным,
то есть возделывает его и охраняет, господствуя над ним,
послушным и покорным.
Это похоже не на то, как человек обрабатывает землю,
дабы, как мы сказали выше, она стала ^возделанной и
плодородной, причем земля, когда человек, обработав,
уходит от нее, остается или вспаханной, или засеянной,
или орошенной, или еще какой-нибудь иною, сохраняя
на себе ту работу, которая была над нею произведена,
хотя сам работник уже отошел от нее, а скорее на то,
что как воздух не раньше света уже светлеет, а делается
светлым от присутствия света, потому что если бы он
был уже светлым до света, а не делался светлым от
присутствия света, то оставался бы светлым и при отсут-
ствии света; так же точно и человек: в присутствии Бога
освящается, а в отсутствии Его остается в постоянном
мраке, ибо отступает от Бога не пространственным образом,
а отвращением своей воли.
Итак, делает человека добрым и сохраняет его Тот, кто
непреложно благ. Мы должны постоянно быть (добрыми)
и постоянно совершенствоваться, прилепляясь и пребывая
обращенными к Нему, о Ком говорится: "А мне благо
приближаться к Богу". Ибо мы — Его творение не только
потому, что мы — люди, а и потому, что становимся
добрыми. Так и апостол, напоминая обратившимся от
нечестия верным о благодати, которою мы спасаемся,
говорит: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие
не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на
добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить"
(Еф. II, 8 — 10). И в другом месте, сказав: "Со страхом
и трепетом совершайте свое спасение" (Филип. II, 12),
он, чтобы мы не стали приписывать этого себе, будто бы
сами делаем себя праведными и добрыми, непосредственно
прибавляет: "Потому что Бог производит в вас и хотение
и действие по Своему благоволению" (Филип. II, 13).
Итак, "взял Господь Бог человека, и поселил его в саду
Едемском, чтобы возделывать его и хранить его".
514