Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/515"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
вольно своею властью; поэтому ранее и не прибавлялось
слово "Господь". И вот почему сказано: "И взял Господь
Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы
возделывать его (т. е. дабы человек был праведен), и
хранить его (т. е. чтобы он был в безопасности, находясь
именно под Его владычеством, которое полезно не для
Него, а для нас)'*.
Не Он нуждается в нашем рабстве, а мы — в Его
владычестве, чтобы Он возделывал и хранил нас; только
Он один — истинный Господь, поскольку мы являемся
Его рабами не для Его, а для нашей собственной пользы
и спасения. Ибо если бы Он нуждался в нас, то не был
бы и истинным Господом, потому что благодаря нам
увеличилась бы Его неволя, рабом которой Он бы был.
Итак, справедливо говорит псалмопевец: "Ты Господь мой;
блага мои Тебе не нужны" (Пс. XV, 2). Но не следует
наших слов понимать так, что мы служим Богу исклю-
чительно ради нашей выгоды и нашего спасения, как бы
надеясь получить от Него что-нибудь другое, кроме Его
самого, который представляет для нас высшее благо и
спасение. Ибо мы любим Его даром, по словам псалмо-
певца: "А мне благо приближаться к Богу" (Пс. LXXII,
28).
Глава XII
В самом деле, человек отнюдь не нечто такое, чтобы
отступив от своего Творца, мог делать что-нибудь доброе,
как бы сам от себя: вся добродетель его состоит в
обращении к Богу, Который его сотворил и от Которого
он постоянно делается праведным, благочестивым и муд-
рым, а не делается и потом оставляется, как излечивается
и потом оставляется врачом телесным; потому что телесный
врач действует внешним образом, помогая природе, внут-
ренне действующей под властью Бога, устрояющего наше
здравие двояким действием Промысла, о котором мы выше
говорили. Отсюда, человек должен обращаться к Господу
не так, чтобы, став праведным, мог отступить от Него, а
так, чтобы Бог постоянно делал его (праведным). Поэтому,
513