Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
В самом деле, какое может быть еще более удивительное
зрелище, или где человеческий разум может еще, так
сказать, так вольно беседовать с природой, как не там,
где с помощью семян, при выращивании отводков, при
пересадке молодых деревьев, при прививке виноградных
черенков он как бы взыскует силу каждого семени или
корня, что она может и чего не может, почему может и
почему не может, что значит при этом невидимая и
внутренняя сила чисел и что — вовне прилагаемый труд,
и в этом рассмотрении приходит к заключению, что
"насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог
возращающий" (I Кор. III, 7), так как и то, что при этом
привходит со стороны, привходит через того, кого сотворил
и кем невидимо управляет и распоряжается Бог.
Глава IX
Если отсюда мы направим мысленный взор на сам
мир, как на некое огромное дерево, то и в нем также
откроем двоякое действие Промысла — естественное и
произвольное: естественное, совершающееся через сокро-
венное управление, коим Бог дает рост деревьям и травам,
а произвольное — через действия ангелов и людей. Со-
гласно с первым упорядочиваются вверху небесные, а внизу
земные (явления), сияют светила и звезды, плотная масса
земли орошается и омывается водами, а выше разливается
воздух, зачинаются и рождаются, вырастают, стареют и
умирают растения и животные и происходит все, что
только совершается в вещах в силу внутреннего и естес-
твенного движения. Во втором даются, объясняются и
постигаются приметы (signa), возделываются поля, управ-
ляются страны, развиваются науки и совершается все
другое как в высшем обществе, так и в обществе земном
и смертном, так что попечением этого действия Промысла
обнимаются и добродетельные, и порочные. Та же двоякая
сила Промысла обнаруживается и в человеке, и прежде
всего по отношению к его телу: естественная — в том
движении, каким оно происходит, растет, стареет, а произ-
509