Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
знают там, где реки текут под землею недолго. Итак, из
Едема, т. е. из места сладости, выходила река и орошала
рай, т. е. все прекрасные и плодоносные деревья, которые
покрывали землю этой страны.
Глава VIII
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду
Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И запо-
ведал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в
саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла,
не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от
него, смертию умрешь" (Быт. II, 15 — 17). Хотя выше
уже было сказано, что Бог насадил рай и ввел туда
человека, которого создал, однако (бытописатель) повторил
это снова, чтобы рассказать, как устроен был рай. Теперь
он опять упоминает о том, как поместил Бог в раю
человека, которого Он создал.
Рассмотрим же, что значит "чтобы возделывать его и
хранить его". Что именно возделывать и что хранить?
Неужели Господу было угодно, чтобы первый человек
занимался земледелием? Разве можно думать, что Он
осудил его на труд раньше греха? Так бы, конечно, мы
думали, если бы не видели, что некоторые занимаются
земледелием с таким душевным удовольствием, что отвле-
чение их от этого занятия является для них великим
наказанием. А как бы много удовольствия ни доставляло
земледелие теперь, тогда оно было гораздо большим, ибо
ни от земли, ни с неба это занятие не встречало ничего
противного. Тогда оно было не мучительным трудом, а
отрадным наслаждением, так как все, сотворенное Богом,
произрастало тогда гораздо обильнее и плодоноснее, отчего
в большей степени прославлялся и сам Создатель, даро-
вавший душе, соединенной с животным телом, идею труда
и способность к нему настолько, насколько это служило
удовлетворением духовного желания, а не насколько тре-
бовали того нужды тела.
508