Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
говорит апостол: "Суд из одного во осуждение" (Рим. V,
16), и благодаря за великую любовь Его, о коей тот же
известитель милости говорит: "Бог Свою любовь к нам
доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были
еще грешниками" (Рим. V, 8), чтобы и мы правильно
думая о нашем удобстве и любя Бога той любовью, какую
Он Сам даровал нам, жили бы благочестиво и праведно.
Фарисеи, оставив этот суд и любовь Божию, давали
десятину для милостыни ото всех, даже самых ничтожных
плодов своих; и только не давали милостыни, начиная с
себя, оказывая сострадание к самим же себе. По причине
такого порядка любви сказано: "Возлюби ближнего твоего,
как самого себя" (Лук. X, 27). Следовательно, когда Он
порицал их за то, что они очищали себя извне, внутри
же были полны хищения и неправды, напоминая о не-
которой милостыни, которую человек должен прежде всего
дать себе самому, чтобы очиститься внутренне, тогда и
говорил: "Однако же подавайте милостыню из того, что
у вас есть в избытке, и вот — все чисто у вас" (Лук.
XI, 41). Потом, чтобы показать то, о чем Он напоминал
и что сами они не старались делать, чтобы не подумали
они, что их милостыни Ему неизвестны, Он говорит: "Но
горе вам, фарисеи", как бы говоря: "хотя Я напоминал
вам, что нужно давать милостыню, благодаря которой у
вас все было бы чисто, но "горе вам, что даете десятину
с мяты, руты и всяких овощей", — эти ваши милостыни
Я знаю, — "и не радеете о суде и любви Божией",
каковою милостыней вы могли бы очиститься от всякой
внутренней нечистоты так, что у вас были бы чисты и
тела, которые вы омываете"; ибо это есть "все", и внут-
реннее и внешнее, как в другом месте читаем: "Очисти
внутреннее, и внешнее чисто будет" (Мф. XXIII, 26). Но
чтобы не казалось, что Он отверг милостыни, совершаемые
от плодов земных, Он говорит: "Сие надлежало делать",
то есть суд и любовь Божию, "и того не оставлять" (Лук.
XI, 42), то есть милостыни от плодов земных.
77. Итак, пусть не обманывают себя те, которые думают,
что какими-нибудь весьма обильными милостынями от
плодов земных или денег они покупают безнаказанность
49