Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/509"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
А уже из того, что они несомненно существуют (хотя две
из них изменили названия, подобно тому, как Тибром
называется теперь река, которая раньше была Альбулой,
а именно: Тихон ныне называется Нилом, а Фисон —
Гангом; две же другие — Тигр (Хиддекель) и Евфрат
сохранили свои старинные названия), мы побуждаемся и
все остальное понимать прежде всего в буквальном зна-
чении и думать, что оно — не иносказание, а то самое,
о чем повествуется и что реально существует, но, вместе
с тем, означает и нечто другое.
И это не потому, что притча не может заимствовать
чего-либо из того, что, как известно, существует в соб-
ственном смысле; так, например, поступает Господь, говоря
о том, кто следовал из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам (Лук. X, 30). Кому не понятно, что это —
притча, речь совершенно иносказательная, а между тем
два города, которые здесь упоминаются, существуют и по
сей день. Подобным образом мы приняли бы и четыре
(райские) реки, если бы все остальное, что повествуется
о рае, какая-нибудь необходимость заставила нас принимать
не в собственном, а в иносказательном смысле; но так
как ничего не препятствует нам понимать эти реки в
буквальном смысле, то почему мы не можем прямо сле-
довать авторитету Писания в своем понимании свершив-
шихся событий, сначала принимая эти события как дейст-
вительные, а потом исследуя, что означают они еще и
как аллегории.
Но, возможно, нас поколеблет то, что говорят об этих
реках, а именно: что источники иных из них (теперь)
известны, а потому и нельзя-де принимать в буквальном
значении сказание, что они разделялись от одной райской
реки. Скорее этому надобно верить, потому что от чело-
веческого познания весьма удалено само место рая, где
разделялись эти части вод, как свидетельствует несомнен-
нейшее Писание; но те реки, источники которых, как
говорят, известны, ушли где-нибудь под землею и затем
вышли наружу в других местах, где, как говорят, они и
стали в своих источниках теперь известны. Ибо кто не
знает, что это довольно частое явление? Только об этом
507