Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/503"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
исследование как того, о чем шла речь выше, так и того,
о чем толкуем теперь.
Глава III
Итак, "насадил Господь Бог рай" сладости (ибо это
самое и означает "в Едеме на востоке"); "и поместил там
человека, которого создал". Так написано потому, что так
оно и было. Затем (бытописатель) останавливается на этом
предмете снова, желая показать, как именно произошло
то, о чем он сказал кратко, т. е. как именно Бог насадил
рай и ввел сюда человека, которого создал. Ибо свою
речь он продолжает так: "И произрастил Господь Бог из
земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для
пищи" (Быт. II, 8, 9). Он не говорит: "И произрастил
Бог из земли новые деревья". Следовательно, еще тогда,
в третий день земля произвела всякое дерево и на вид
прекрасное, и на вкус хорошее; ибо в шестой день Бог
говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя,
какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого
плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
(Быт. I, 29). Итак, не дал ли Он тогда одно, а теперь
захотел дать другое? Не думаю. Но так как в раю были
выращены деревья тех самых пород, которые земля про-
извела раньше, еще в третий день, то теперь она породила
их как бы в свое время, так как написанное, что земля
произвела (в третий день растения), говорит о том, что
тогда произведено было в земле причинно, т. е. тогда
земля получила сокровенную силу производить (растения),
а от этой силы происходит уже и то, что она теперь
рождает их видимым образом и в свое время.
Отсюда видно, что слова Бога, изреченные в шестой
день: "Вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая
есть на всей земле", и т. д., произнесены были не
чувственным или временным образом, а как творческая
сила в Его Слове. Но то, что Он изрекает беззвучно,
людям Он мог сказать не иначе, как при помощи именно
звуков. Ибо то должно было произойти только в будущем,
501