Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
милостыни, тот напрасно обманывает себя словами Господа:
"подавайте милостыню, и вот — все чисто у вас" (Лук.
XI, 41). Он не понимает, как далеко это может простирать-
ся. И чтобы понять, пусть обратит внимание на то, кому
сказал это Господь. Ведь в Евангелии написано так: "когда
Он говорил, один фарисей просил Его к себе обедать: Он
пришел и возлег. Фарисей же подумал про себя, почему
Он не умылся перед обедом? Но Господь сказал ему: вот
вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внут-
ренность ваша исполнена хищением и лукавства. Нера-
зумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил
и внугренее? Однако же подавайте милостыню из того,
что у вас есть в избытке, и вот — все чисто у вас" (Лук.
XI, 37 —41). Неужели мы поймем это так, что у фарисеев,
не имеющих веры во Христа, даже если они не уверовали
в Него и не были возрождены водою и Духом, все —
чисто, коль скоро они дали столько милостыни, сколько,
по их мнению, нужно было дать, тогда как все нечисты,
кого не очищает вера во Христа, о которой написано:
"верою очищая сердца их" (Деян. XV, 9), и тогда как
апостол говорит: "для нечистых и неверных нет ничего
чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тим. I, 15)?
Каким образом, следовательно, может быть все чисто для
фарисеев, если они милостыню давали, а верующими не
были? Или как они могли быть верующими, если не
пожелали верить во Христа и возродиться Его благодатью?
И однако верно то, что услышали они: "подавайте милос-
тыню, и вот — все чисто у вас".
76. Кто хочет давать милостыню в надлежащем порядке,
тот должен начать с себя самого и прежде всего дать
милостыню самому себе. Ибо милостыня есть дело мило-
сердия и весьма справедливо сказано: "Пожалей душу
твою, угождая Богу" (Сир. XXX, 21). И возрождаемся мы
для того, чтобы угождать Богу, Которому, по справед-
ливости, не угодно то, что унаследовали мы с рождением.
Первая милостыня есть та, какую мы даем себе, потому
что мы самих себя нашли достойными сожаления по
милости милосердного Бога, исповедуя праведный суд Его,
по которому мы стали достойными жалости, о котором
48