Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/499"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
КНИГА ВОСЬМАЯ
Глава I
"И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и
поместил там человека, которого создал" (Быт. II, 8). Я
знаю, что о рае говорилось многими и многое, но сущес-
твует относительно этого предмета три наиболее распрос-
траненных мнения. Первое из них принадлежит тем,
которые рай хотят понимать только в телесном смысле,
другое — тем, которые понимают его исключительно
духовно; третье — тем, которые принимают рай в том и
другом смысле: иногда в телесном, а иногда — в духовном.
Дабы быть кратким, признаюсь сразу, что мне представ-
ляется наилучшим последнее мнение. И именно с этой
точки зрения я, насколько сподобит меня к тому Господь,
намерен теперь говорить о рае, полагая, что человек,
созданный из праха земного (что, конечно же, следует
относить к человеческому телу), был помещен в раю
телесном, ибо как сам Адам, хотя он и знаменует собою
нечто иное, согласно со словами апостола, назвавшего его
образом будущего (Рим. V, 14), был человеком, видимым
в своей собственной природе, который жил известное
число лет и, оставив многочисленное потомство, умер
точно так же, как умирают и остальные люди, хотя и не
был, как другие, рожден от родителей, но был сотворен
из земли, как это и должно было быть первоначально;
так и рай, в котором поместил его Бог, был не что иное,
как известная местность, т. е. страна, где мог бы обитать
земной человек.
В самом деле, повествование в этих книгах ведется в
форме речи о предметах не иносказательных, как в Песни
Песней, а исторических, как в книгах Царств и других
подобных. А так как здесь рассказывается о таких вещах,
которые вполне известны из опыта человеческой жизни,
то не составляет особого труда понимать их сначала в
буквальном смысле, чтобы потом выводить из них и то,
что могут они знаменовать в будущем. Но так как, с
другой стороны, здесь же говорится и о том, чего наблю-
497