Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Пусть подумает он и о том, что значат слова: "И произрас-
тил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид
и хорошее для пищи"; неужто те деревья, что Он создал
в третий день, были неприятными на вид и непригодными
для пищи, хотя все это и было признано Богом "хорошим"?
И что означают слова: "Господь Бог образовал из земли
всех животных полевых и всех птиц небесных"? Неужто
прежде они были образованы не все или же вообще не
образованы?! Да и не сказано же, что Он образовал еще
какие-то необразованные ранее породы, но — всех. Пусть
подумает и о том, каким образом, с одной стороны, Бог
все создал в течение шести дней, а именно: в первый
день — сам этот день, во второй — твердь, в третий —
образ земли и моря, а из земли — траву и деревья, в
четвертый — звезды и светила, в пятый — животных из
воды, в шестой — животных из земли, а с другой стороны,
потом говорится: "В то время, когда Господь Бог создал
небо и землю, и всякий полевой кустарник, которого еще
не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще
не росла"? Каким образом Бог сотворил кустарники и
травы прежде, чем они выросли из земли? Пусть также
подумает, как можно сотворить все разом, и при этом
отделить создание одного от создания другого не то что
часами, но даже днями. Пусть покажет, как можно сов-
местить без внутреннего противоречия сказанное в книге
Бытия, что Он почил "в день седьмый от всех дел Своих",
и то, что Он "поныне делает", как сказал Господь (Иоан.
V, 17)? Пусть также обратит внимание и на то, каким
образом названное совершившимся называется и начав-
шимся.
Все эти свидетельства божественного Писания, в истин-
ности которого может сомневаться только неверующий и
нечестивый, привели нас к тому высказанному нами мне-
нию, что Бог от начала века сотворил все разом: что-то
и его собственном, уже законченном виде, что-то — в
предуготовительных причинах, т. е. сотворил Он, всемо-
гущий, не только как настоящее, но и как будущее, и от
свершенных дел почил, устрояя затем Своим управлением
и промышлением уже сам порядок времен и всего вре-
495