Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
предшествовала своему образованию не по времени, а по
происхождению, как голос (предшествует) пению, то не
сообразнее ли думать, что душа сотворена из материи
духовной?
Глава XXVIII
А если кому-либо угодно полагать, что душа была
сотворена только тогда, когда была вдунута в уже обра-
зованное тело, тот пусть подумает, как ответить на вопрос,
из чего же она сотворена. В самом деле, он или скажет,
что Бог сотворил нечто или творит из ничего по завершении
уже Своих (творческих) дел, и должен будет тогда объяснить
(сказанное), что в шестой день был сотворен человек по
образу Божию (а это можно правильно понимать только
в приложении к душе), т. е. в той природе, в которой
было создано причинное начало того предмета, которого
еще не существовало; или же станет утверждать, что душа
сотворена из чего-то, уже существовавшего, и в этом
случае вынужден будет исследовать вопрос, что это была
за природа — телесная или духовная, т. е. вопрос, который
выше исследовали и мы, ибо и ему нужно будет решить
трудную задачу, в какой субстанции созданных в течение
шести дней тварей Бог сотворил причинное начало души,
которой Он еще не сотворил самой ни из ничего, ни из
чего-либо.
Если же он захочет обойти этот вопрос, сказав, что
из праха земного человек был сотворен уже в шестой
день, а далее об этом же упоминается вторично, то пусть
обратит внимание на то, что сказано о женщине: "Мужчину
и женщину сотворил их. И благословил их". Если он
ответит так, что женщина была сотворена из ребра мужчины
в тот же день, то пусть подумает о том, каким образом
(Писание) утверждает, что в шестой день были сотворены
птицы, которых привели к Адаму, тогда как то же Писание
сообщает, что весь род пернатых был создан из воды уже
в пятый день; то же можно спросить и о деревьях,
насажденных в раю: неужто и они были созданы в шестой
день, когда в Писании также говорится, что в третий?
494