Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Ибо крайне невероятно, чтобы она по собственной воле
могла склониться к жизни в теле, если бы предвидела,
что в иных (телах) она будет такою грешницей, что
подвергнется заслуженному вечному наказанию. Творец
справедливо прославляется за то, что сотворил все "хоро-
шо", и Он также должен прославляться не только за тех,
кому даровал предвиденье, но и за то, что сотворил и
скотов, над которыми человеческая природа имеет пре-
восходство даже со всеми своими грехами. Правда, от
Бога природа человека, а не его порочность, в которую
он впал, дурно воспользовавшись своею свободой; однако,
не имей он этой свободы, был бы менее совершенен в
этом мире. Ведь и праведно живущий человек не имеет
предвиденья, и превосходство доброй воли надобно видеть
в том, насколько она не препятствует жить достойно и
богоугодно, потому что не зная будущего, праведник живет
верой. Поэтому всякий, кто не хочет существования в
мире этого создания (человека), противится благости Бо-
жией, а кто не хочет, чтобы оно терпело наказания за
грехи, является противником правосудия.
Глава XXVII
Но если душа творится для того, чтобы быть посланной
в тело, то можно спросить: влечется ли она сюда силою
в том случае, если этого не хочет? Лучше будем думать
так, что это ее естественное желание, подобно тому, как
для нас естественно хотеть жить; жить же худо — это
уже не потребность природы, а выбор извращенной воли,
которую заслуженно ожидает наказание.
Поэтому напрасно спрашивать, из какой своего рода
материи сотворена душа, коль скоро мы будем полагать,
что она создана среди первых дел, когда возник "день
один". Ибо как были произведены эти дела, которых
доселе не было, так в их ряду была произведена и она.
Если же существовала некая способная к образованию
материя, телесная или духовная, но сотворенная, конечно
же, Богом, от Которого — все, — материя, которая
493