Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в делах Божиих до тех пор, пока Бог не вложил ее Своим
дыханием в образованное из праха земного тело.
Глава XXV

Но здесь возникает вопрос, от которого нельзя отмах-
нуться: если душа была уже сотворена и оставалась сок-
рытой, то, очевидно, там ей было лучше (чем в теле).
По какой же причине она, живя невинно, была введена
в жизнь этой плоти, согрешив в которой, оскорбила
Творца, вследствие чего ее постигли тяготы труда и казни
осуждения? Или следует полагать так, что она сама до-
бровольно избрала для себя путь жизни в теле и управления
им, чтобы, имея возможность жить праведно или непра-
ведно, получать то, что заслужила: нафаду за праведность
и наказание за неправедность? И это (мнение) не про-
тиворечит словам апостола, что еще не родившиеся не
совершили ни доброго, ни худого (Рим. IX, 11). Дейст-
вительно, склонность к телу не есть еще действие праведное
или неправедное, отчет за которое предстоит держать на
суде Божием, когда каждый получит "соответственно тому,
что он делал, живя в теле, доброе или худое" (II Кор.
V, 10). Но почему же тогда не думать, что душа вошла
в тело по мановению Бога, и если живет здесь по заповеди
Его, заслуживает награду вечной жизни, т. е. ангельского
союза, а если сею заповедью пренебрегает, претерпевает
правосудное наказание огня вечного? Разве что потому,
что подобное предположение несколько расходится с ут-
верждением апостола, что еще не родившиеся не совершают
ничего ни худого, ни доброго, тогда как само повиновение
(души) воле Божией есть, конечно же, действие доброе?
Глава XXVI
А если так, то мы должны будем признать, что душа
первоначально сотворена не в таком порядке, чтобы могла
предвидеть свои будущие праведные и неправедные деяния.
492