Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/493"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Выходит, что причинное начало человеческого тела Бог
сотворил в природе земли, а причинное начало души —
в природе того дня. Из этого можно сделать вывод, что
ангельский дух есть как бы родоначальник человеческой
души, ибо в нем была заложена причина создания этой
души подобно тому, как в самом человеке заложена
причина его будущего потомства. Отсюда, люди суть родо-
начальники человеческих тел, а ангелы — душ; Творец
же того и другого — Бог, но только тел — от людей, а
душ — от ангелов; или: первого тела — из земли, а
первой души — из ангельской природы, где предсущест-
вовали их причинные начала, когда Бог изначально сот-
ворил человека в том, что создал разом. Конечно, называть
душу как бы дщерью ангела или ангелов — грубо, но
куда грубее называть ее дщерью небесного тела или, что
еще хуже, моря и земли. Поэтому, если нелепо полагать,
что Бог создал души причинно из ангельской природы,
то еще нелепее думать, что причинное начало души было
заложено в какой-нибудь телесной природе, когда Бог
сотворил человека по образу Своему, прежде чем, образовав
его из праха земносо, Он одушевил его Своим дыханием.
Глава XXIV
Посмотрим же теперь, может ли быть истинным такое
воззрение (а оно на первый взгляд кажется наиболее
правдоподобным), что среди первых и сотворенных разом
дел Бог соделал и человеческую душу, которую Он в
надлежащее время вдохнул в образованное из праха земного
тело, для которого также было сотворено соответствующее
начало. Ибо "по образу Своему" можно понимать только
в смысле души, а "мужчину и женщину" — в смысле
тела. Отсюда, если только это не будет противоречить
авторитету Писаний или очевидности истины, можно ду-
мать, что человек в шестой день был сотворен так, что
причинное начало его тела было создано в элементах
мира, душа же его была сотворена так же, как и сам
изначальный день, и, уже сотворенная, скрыто находилась
491