Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
скрытой и праздной сила деторождения, действующая
только в момент соития? Или, возможно, и сама природа
духовной твари, в которой скрыто существовало это начало,
не была занята никаким своим делом? В таком случае,
для чего она была сотворена? Разве что для того, чтобы
содержать в себе начало будущей души ил* всех будущих
душ, как если бы они не могли существовать в самих
себе, но только в какой-нибудь уже живущей своей соб-
ственной жизнью твари, подобно тому, как сила рождения
может быть только в уже существующих и совершенных
природах? В этом случае родоначальницей души является
некая духовная тварь, в которой заключается начало бу-
дущей души, но душа, однако же, получает свое бытие
от этого начала лишь тогда, когда Бог производит ее в
человеке Своим дыханием. Ведь и семя в человеке, и
само его потомство образует не кто иной, как Бог Своею
Премудростью, проникающей все, причем в этом ее про-
никновении "от конца до конца", в котором Она "управляет
всем благо" (Прем. VIII, 1), к ней не пристает ничего
нечистого (т. е. телесного). Но я не знаю, как можно
объяснить, что именно с этой целью была создана некая
духовная тварь, которая, кстати, не упоминается в ряду
сотворенного в течение шести дней, тогда как говорится,
что в шестой день Бог сотворил человека, но сотворил
не в собственной его природе, а еще только причинно в
некоей не упомянутой твари. Скорее уж должна была быть
указана именно эта тварь, которая была уже создана, а
не должна была еще твориться по предшествовавшему
причинному началу.
Глава XXIII
Но, возможно, причинное начало души Бог заложил в
природу того дня, который Он сотворил изначально (ведь
под этим днем мы подразумеваем умный дух), заложил
тогда, когда в шестой день сотворил человека по образу
Своему, т. е. по той природе и по тому началу, по
которым создал его потом, по прошествии шести дней.
490