Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
живою", так как она (изначально) либо была ничем, либо
же чем-то таким, чем не есть теперь. Впрочем, по сути
поставленного нами (вопроса), т. е. (вопроса) о том, из
какой своего рода материи сотворена душа, нами сказано
уже достаточно.
Глава XXII
Спрашивается: если души не было совсем, то как
понимать высказанную нами выше мысль, что ее причинное
начало существовало уже в первых шестидневных делах
Божиих, когда Бог творил человека по образу Своему, а
таковым Он сотворил его только по душе? Не следует ли
тут опасаться, что высказанное положение о том, что Бог,
когда создал все разом, сотворил не сами природы и
субстанции, а некоторые их причинные начала, может
показаться кому-либо полной бессмыслицей? Ибо что это
были за такие начала, по которым, можно сказать, Бог
сотворил человека по образу Своему, когда еще не было
создано тело из праха земного и дуновением еще не была
сотворена его душа? И если существовала материя, из
которой должно было быть образовано тело, т. е. земля,
в коей, как в семени, могло быть сокрыто его (тела)
начало, то где было сокрыто причинное начало души,
т. е. (начало) того дыхания, которое потом стало душой
человека, в то время, когда Бог сказал: "Сотворим человека
по образу Нашему, по подобию Нашему" (а это следует
понимать только относительно души), если тогда не было
никакой природы, в которой бы это начало было заложено?
Ибо если это начало было в Боге, а не в твари, то,
стало быть, оно еще не было создано: как же тогда
понимать сказанное, что Бог сотворил человека по образу
Своему? А если оно было в твари, т. е. в том, что Бог
сотворил разом, то в какой твари —духовной или телесной?
Если в духовной, то принимало ли оно какое-нибудь
деятельное участие в телах мира, небесных или земных,
или же прежде чем человек был создан в своей собственной
природе оно оставалось праздным, подобно тому, как и
» самом человеке, живущем уже своею жизнью, остается
489