Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
врага и тому, кто желает тебе зла и при возможности
делает зло, ты всегда желаешь добра и, если можешь,
делаешь добро, по слову Божию: ''Любите врагов ваших,
благотворите ненавидящих вас, молитесь за гонящих вас"
(Мф. V, 44). Но так как это свойственно сынам Бога, к
Которому каждый верующий обязан стремиться и каждый
обязан доводить человеческий дух молитвой к Богу и
борьбой с самим собой до этого настроения, однако, так
как это столь великое благо не свойственно тому множеству,
которое, как мы верим, бывает услышанным, когда говорит
в молитве: "прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим" (Мф. VI, 12), то я не сомневаюсь,
что слова этого торжественного обещания исполняются,
коль скоро человек, хотя и не усовершенствовался на-
столько, чтобы уже любить врага, однако, когда прови-
нившийся перед ним человек просит о прощении, он
прощает его; потому что он и сам, когда просит, желает
себе прощение, говоря в молитве: "как и мы прощаем
должникам нашим".
74. Кто просит человека, пред которым провинился,
если побуждается к просьбе своим проступком, тот, ко-
нечно, не должен еще считаться врагом, таким, чтобы его
трудно было любить, как трудно было любить, когда он
строил козни. Кто же не прощает от сердца просящему
и раскаявшемуся в своем грехе, тот пусть не питает
надежды на прощение Господом его грехов, потому что
истина не может лгать. Кому из слушателей или читателей
Евангелия неизвестно, Кто сказал: "Я есть истина" (Иоан.
XIV, 6)? Он же, когда учил в беседе, эту мысль выразил
сильнее, говоря: "Ибо, если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный
согрешения ваши. Если же не будете прощать людям, то
и Отец ваш не простит согрешения ваши" (Мф. VI, 14,
15). Кто не пробуждается от такого сильного грома, тот
не спит, но умер; хотя этот гром в силах поднять даже
мертвых.
75. В самом деле, кто живет нечестиво и не старается
исправить такую жизнь и нравы, но посреди самих прес-
туплений и нечестивых дел своих не перестает умножать
47