Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
деятельность, и это беспокойство называется скорбью.
Равным образом и воздух, разлитый в нервах, служит
тому, чтобы воля двигала членами (тела), но сам он —
не воля. Также и средняя часть (мозга) дает знать о
движениях членов, чтобы они сохранялись в памяти, но
сама она — не память. Наконец, когда эти, так сказать,
служители (души) из-за какого-либо повреждения или
расстройства приходят в совершенный упадок, то с исчез-
новением вестников ощущения и служителей движения
душа, уже не имея никакой причины для дальнейшего
присутствия в теле, оставляет его. Если же упадок еще
не достиг той стадии, за которой следует смерть, то на
помощь, насколько это возможно, приходит медицина.
Глава XX
А что одно дело — душа, и совсем другое — ее
телесные служители, или вестники, или органы, или как
это будет угодно назвать, — это ясно видно из того, что
весьма часто при сильном напряжении мысли она отвле-
кается от всего, так что не замечает происходящего на
виду открытых и вполне здоровых глаз. При еще более
сильном сосредоточении человек замирает, ибо душа перес-
тает управлять органами движения; если же напряжение
(мысли) несколько слабее, хотя все равно достаточно
сильно, то человек, продолжая двигаться, может не заме-
чать, куда идет, как бы забывая о цели своего движения
и машинально проходя мимо дома, куда направлялся. Но
бесполезно спрашивать, из неба ли, распростертого над
нами, примешал или присоединил Господь к телу уже
живого (человека) некоторые материальные частицы, т. е.
(частицы) света и воздуха, которые, будучи к бестелесной
природе ближе, нежели вода и земля, скорее их воспри-
нимают внушение оживляющей тело души, так что под
их ближайшим воздействием управляется вся масса нашего
тела, или же и их Бог сотворил, как и тело, из праха
земного. Ибо вполне вероятно, что любое тело может
486