Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/487"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и передняя часть предпочтительнее задней: она идет вперед,
а та уже следует за ней; от той — ощущение, а от этой
— движение, как равно и обдумывание предшествует
действию.
Глава XVIII
А так как телесного движения, которое следует за
ощущением, не бывает без промежутков времени, проходить
же таковые произвольным движением мы можем только
при помощи памяти, то различаются три отделения мозга:
переднее, отвечающее за ощущения, заднее, управляющее
движением, и среднее, в котором, собственно, и находится
память, осуществляющая как бы взаимосвязь между ощу-
щением и движением. Все это, говорят (врачи), доказы-
вается тем, что когда эти участки мозга бывают поражены
недугом, приходят в расстройство именно те (функции),
за которые они отвечают. К тому же уже и известно, как
эти недуги лечить. Но душа, хотя и действует в этих
органах, сама не принадлежит к их числу: она оживляет
все и всем управляет, и этим заботится о теле и о той
жизни, в которой человек стал <4душею живою".
Глава XIX
Итак, когда спрашивают, откуда душа, т. е. из какой
материи Бог произвел дыхание, названное душою, тут не
должно представлять себе ничего телесного. Ибо как Бог
превосходит всякую тварь, так и душа достоинством своей
природы превосходит все телесное. Впрочем, она управляет
телом, но управляет через посредство света и воздуха,
которые, в свою очередь, суть наилучшие в нашем мире
тела; им более подобает действие, нежели земле и воде,
характерным качеством которых является воспринимающая
(действия) масса. Телесный свет служит для души своего
рода вестником, но она совсем иного рода, чем он, ее
местник. И когда она чувствует страдания тела, то беспо-
коится о том, что это телесное расстройство затруднит ее
485