Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и которые более подвержены страданию, тогда как первые
— действию.
Глава XVI
Таким образом, слова: "И стал человек jjyiueio живою"
сказаны, как мне кажется, в том смысле, что он обрел
в своем теле ощущения, что, несомненно, служит призна-
ком живой и одушевленной плоти. Ибо движутся и деревья,
причем не только под воздействием внешней силы, на-
пример, качаясь от ветра, но и внутренним движением,
благодаря которому к корням направляется влага и прев-
ращается в то, из чего состоит природа растений, обес-
печивая им рост и образование надлежащей формы. Но
это внутреннее движение нельзя назвать движением произ-
вольным, которое соединяется с ощущением для управления
телом, как это мы видим у животных, и которое в Писании
называется "душею живою". Конечно, если бы нам не
было присуще движение первого рода (растительное), то
не росли бы наши тела, волосы и ногти. Но если бы
нам было присуще только такое движение, без ощущения
и произвольного движения, то о человеке не было бы
сказано, что он стал "душею живою".
Глава XVII
Итак, поскольку передняя часть мозга, откуда распре-
деляются все чувства, размещена во лбу, и основные
органы чувств находятся на лице, за исключением органов
осязания, которые, однако, хотя и распространены по
всему телу, но начало свое имеют в той же передней
части мозга, откуда через макушку и шею достигают
спинного мозга (о чем было сказано выше), вследствие
чего осязание присуще лицу не в меньшей степени, чем
всему остальному телу, тогда как зрение, слух, обоняние
и вкус связаны только с лицом, постольку, как мне
кажется, и сказано, что Бог вдунул в лицо человека
дыхание жизни, дабы тот стал "душею живою". Поэтому
484