Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
всему телу, управляется тем же мозгом при помощи
шейного и костного мозга, находящегося в спинном хребте,
откуда по всем членам расходятся тончайшие канальцы,
которые и составляют органы ощущения.
Глава XIV
Таким образом, с помощью этих своих как бы вестников
душа воспринимает все, что становится ей известным из
области телесных предметов. Между тем сама она — нечто
до такой степени иное, что когда хочет иметь познание
о божественном, или о Боге, или о самой себе и сосре-
доточить свои силы на постижении истинного и несо-
мненного, то отвлекается даже от света глаз, чувствуя, что
и он не только ничем здесь не может помочь, но даже
служит помехой, и устремляется к умственному созерцанию.
А коли так, то как можно считать ее принадлежащей к
той же области (чувственных) предметов, если наивысший
из них — свет, исходящий из глаз, благодаря которому
воспринимаются формы и цвета?
Глава XV
Поэтому, хотя природа души не состоит ни из земли,
ни из воды, ни из воздуха, ни из огня, однако материей
своего грубого тела, т. е. некоей влажной земли, обра-
щенной в свойства плоти, она управляет при помощи
природы более тонкого тела, т. е. света и воздуха. Ибо
без этих двух (элементов) не бывает со стороны души ни
ощущения, ни произвольного движения в теле. А как
зрение должно предшествовать действию, так и ощущение
— движению. Таким образом, душа, будучи бестелесной,
действует сперва на тело, близкое к бестелесному, т. е.
огонь, или лучше — свет и воздух, а через них уже и
на другие, более грубые (элементы) тела, т. е. воду и
землю, из которых состоит плотная масса нашей телесности
483