Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/484"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Но, может быть, из воздуха? Правда, к этому элементу
близко подходит и дыхание; но наше, а не Божие. Поэтому
мы выше и сказали, что можно было бы так думать, если
бы мы представляли себе Бога мировою душой, как бы
душой одного величайшего живого существа: в таком случае
Он произвел бы душу дыханием из воздуху Своего тела,
как наша (душа) производит дыхание из своего тела. Но
раз решено, что Бог несравненно выше всякого тела в
мире и всякого сотворенного Им духа, то как можно
утверждать подобное? Разве что сказать, что чем более
непостижимым вездесущием Он присутствует во всей твари,
тем скорее Он мог произвести из воздуха дыхание, которое
бы стало душою человека? Но так как душа бестелесна,
а между тем все, что происходит из телесных элементов
мира, необходимо телесно, к числу же элементов мира
относится и воздух, то не следует верить даже в то, что
душа сотворена из элемента чистого и небесного огня.
Правда, немало было таких, которые утверждали, что
всякое тело может превращаться во всякое (другое) тело.
Но я не знаю никого, кто думал бы, что какое-нибудь
земное или небесное тело превращается в душу и становится
бестелесным; да и вера это отрицает.
Глава XIII
Следует, наконец, обратить внимание и на то, что
говорят врачи. И не только говорят, но и считают дока-
занным. По их словам, хотя всякая плоть состоит преиму-
щественно из (элементов) земли, но есть в ней и некоторая
часть воздуха, который содержится в легких и расходится
от сердца через вены, называемые артериями; затем —
огня, причем его тепловое свойство сосредоточено в печени,
световое же, говорят, поднимается в верхнюю часть мозга,
как бы к небу нашего тела, откуда истекают лучи зрения.
Из этого мозга, как из своего рода центра, идут тонкие
трубочки не только к глазам, но и к другим органам:
ушам, ноздрям, небу, благодаря чему и существуют слух,
обоняние и вкус. Сам ощущающий орган, принадлежащий
482