Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/483"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Ибо если во сне человеку кажется, будто бы он был тем,
чем не был, сделал то, чего не делал, то что же удивитель-
ного в том, если по справедливому суду Божию, демоны
могут производить нечто подобное в сердцах и бодрству-
ющих?
Но манихеи, желающие себя мнить христианами, в
своем учении о переселении или превращении душ гораздо
хуже и возмутительнее языческих философов и других,
думающих подобным образом людей: последние отличают
природу души от природы Бога, а они, проповедуя, что
душа — не что иное, как сама субстанция Бога и
совершенно то же, что и Бог, вместе с тем не боятся
называть ее столь постыдно изменяемой, что нет такого
рода травы или червя, к которому она, по их мнению,
не была бы примешана или в который не могла бы по
непостижимому неразумию превратиться. Однако, если бы,
отвлекшись своим умом от вопросов о предметах таинствен-
ных, предаваясь которым плотским сердцем, манихеи неиз-
бежно впадают в ложные, вредные и нелепые мнения,
они крепко держались той одной, всякой разумной душе
естественно и истинно присущей мысли, что Бог совер-
шенно неизменяем и бестелесен, в таком случае мгновенно
разрушилась бы вся эта повторяемая ими на тысячу ладов
сказка, которую они измыслили не о чем другом, как о
недостойной изменяемости Бога.
Глава XII
Итак, неразумная душа не служит материей человеческой
души. Что же она такое, из чего сотворена душа дыханием
Божиим? Может быть, это какое-нибудь земное и влажное
тело? Никоим образом; напротив, отсюда сотворена плоть.
Ибо что другое — грязь, как не влажная земля? Не
следует также думать, что душа сотворена из одной только
влаги, как бы так, что плоть — из земли, а душа — из
воды. Ибо крайне нелепо думать, что душа человека
сотворена из того же, из чего и плоть рыбы и птицы.
481