Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/482"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
В самом деле, какой аргумент приводят философы,
когда утверждают, что души людей переселяются по смерти
в скотов, а души скотов — в людей? Конечно же тот,
что к такому переселению влечет их сходство нравов,
например, скупых — с муравьями, кровожадных — с
коршунами, жестоких и гордых — с львам^ поклонников
нечистого удовольствия — со свиньями, и т. п. Именно
это доказательство они и приводят, но не замечают при
этом, что подобным аргументом ни в коем случае нельзя
доказать возможность посмертного перехода души живо-
тного в человека. Ибо боров никогда не будет больше
похож на человека, чем на борова, и когда приручают
львов, они бывают скорее похожими на собак или даже
на овец, чем на человека. Отсюда, если животные не
отстают от нравов животных, и даже те из них, которые
иногда бывают несхожи с остальными, все же больше
похожи на свой род, чем на человеческий, и гораздо
дальше отстоят от людей, чем от животных, то человеческие
души никогда не будут душами животных, хотя и усвояют
нравы, делающие их в чем-то похожими на животных. А
если этот аргумент ложный, то каким образом будет
истинным само мнение, раз не приводится ничего другого,
что делало бы это мнение если не истинным, то, по
крайней мере, правдоподобным? Поэтому я и сам склонен
полагать, что люди, которые впервые высказались подобным
образом в своих сочинениях, были, как хотят понимать
их позднейшие последователи, того мнения, что подобными
животным люди становятся в настоящей жизни и некоторой
извращенностью и постыдностью своих нравов до известной
степени превращаются в скотов, но так, что сбросив с
себя этот позор, они могут отстать от своих превратных
пожеланий.
Глава XI
В самом деле, если, как говорят, случается, что неко-
торые будто бы припоминают, в телах каких животных
они были, то или подобные рассказы ложны, или это
припоминание в их душах — плод издевательства демонов.
480