Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/481"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Разве что человек, который и саму душу ставит в разряд
какого-нибудь тела.
Далее, если мы допустим, что неразумная душа служит
как бы материей, из которой является душа разумная, то
здесь следует остерегаться, чтобы кто-нибудь не вообразил,
будто возможно перемещение души из животного в человека
(что совершенно противно католической вере и истине);
причем, изменившись к лучшему, она будет душой человека,
а изменившись к худшему, станет душою животного. Этой
придуманной некоторыми философами басни стыдятся даже
их потомки и говорят, что они-де не думали так, а были
неверно поняты. И мне кажется, это похоже на то, как
если бы кто-нибудь стал выводить подобную мысль и из
наших Писаний, в которых говорится: "Человек, который
в чести и неразумен, подобен животным, которые поги-
бают" (Пс. XLVIII, 21); или: "Не предай зверям душу
горлицы Твоей" (Пс. LXXIII, 19). Ведь и еретики читают
католические Писания и еретиками являются только пото-
му, что, неправильно понимая Писания, утверждают во-
преки их истине свои ложные мнения. Но каково бы ни
было мнение философов о превращениях душ, во всяком
случае католической вере противно думать, что души
животных переселяются в людей и души людей — в
животных.
Глава X
Нет сомнения в том, что люди по образу своей жизни
бывают подобны животным; об этом громко говорит и
опыт человеческой жизни, и свидетельствует Писание.
Сюда относится и упомянутое мною место: "Человек,
который в чести и неразумен, подобен животным, которые
погибают"; но, конечно, (это относится) к настоящей
жизни, а не к тому, что после смерти. Потому-то про-
сивший: "Не предай зверям душу горлицы Твоей" имел
в виду тех зверей, от которых предостерегает Господь,
говоря, что они одеты в овечью шкуру, а внутри суть
хищные волки (Мф. VII, 15), или самого диавола и ангелов
его, ибо и он называется львом и драконом (Пс. ХС, 13).
16 За к. 3645
479