Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/479"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава VII
Но земля, прежде чем явилось из нее тело человека,
уже наполняла собою низшую часть мира, сообщая все-
ленной целостность, так что, если бы даже из нее и не
явилось плоти какого-нибудь животного, все же своим
видом она восполнила бы тот мировой строй и ту мировую
массу, по которым мир называется небом и землей; но
если была или существует какая-нибудь духовная материя,
из которой явилась душа или являются души, то что она
такое? Какое имя, какой вид, какой смысл имеет она в
ряду сотворенных вещей? Живая ли она, или нет? Если
живая, чем занимается и что привносит в жизнь вселенной?
Блаженной ли жизнью живет, или бедственной, или же
свободна даже и от этого и остается праздной в каком-
нибудь сокровенном месте вселенной, лишенная бодрст-
вования и движения жизни? Если она совершенно лишена
жизни, то каким образом материей будущей жизни могла
быть некая бестелесная, но неживая материя? Это или
ложно, или в высшей степени таинственно.
С другой стороны, если она не жила ни блаженно, ни
бедственно, то каким образом была разумна? А если
разумною стала тогда, когда из этой материи была сотворена
природа человека, значит материей разумной, т. е. чело-
веческой души была неразумная жизнь. Какое же, в таком
случае, различие между нею и (душою) животного? Или,
может быть, она была уже разумной, но только в воз-
можности, а еще не самой способностью? Ибо если мы
видим, что детская, уже вполне человеческая душа еще
не начала пользоваться разумом, и однако называем ее
разумной, то почему же не думать, что и той материи,
из которой сотворена душа, способность мыслить в спо-
койном состоянии была присуща так же, как и детской
душе, которая, будучи уже душой человеческой, способна
рассуждать, хотя (эта способность) и остается еще в
спокойном состоянии?
477