Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
мы должны были бы считать данным не из Него самого,
а из подчиненного Ему воздуха Его тела, таким же образом,
как и наша душа производит дыхание из подчиненного
ей же предмета, т. е. из нашего тела, а не из самой себя.
Но так как Богу подчинено не только тело мира, но Он
превыше всякой как телесной, так и духовной твари, то
мы должны думать, что Он дыханием Своим не сотворил
душу ни из Себя самого, ни из телесных элементов.
Глава V
Но из чего: из того ли, чего совсем не было, или же
из чего-либо такого, что уже было сотворено Им духовно,
но еще не было душой? Если мы не думаем, что Бог все
еще продолжает творить что-нибудь из ничего после того,
как сотворил все разом, а веруем, что Он "почил от всех
дел Своих, которые делал", так что все, что творит потом,
творит уже из тех (дел), то не знаю, каким образом
возможна мысль, что Он творит души из ничего. Разве
что можно предположить, что в делах первых шести дней
Бог сотворил тот сокровенный день, или, лучше сказать,
духовно-умную природу, т. е. природу ангельского союза,
и мир, т. е. небо и землю, и в этих уже существующих
природах Он сотворил начала других, будущих (природ),
но не сами эти природы; в противном случае, если бы
они уже тогда были сотворены так, как имели быть (в
действительности), они не были бы будущими. А коли
так, то в созданных вещах еще не существовало никакой
природы человеческой души, а начала она свое бытие
тогда, когда Бог ее сотворил Своим дыханием и вложил
в человека.
Но этим еще не разрешается вопрос, сотворил ли Бог
природу, которая называется душой и которой раньше не
было, из ничего, как если бы дыхание Его явилось не
из какой-нибудь подчиненной Ему субстанции, как это
говорили мы о дыхании, производимом душой из своего
тела, а совершенно из ничего, когда Он благоволил дохнуть
и это дыхание стало душой человека; или же было уже
475