Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/476"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
которое управляющая и движущая душа производит из
подчиненного ей тела, а не из самой себя, которой тело
подчинено. Значит, коль скоро душа управляет подчинен-
ным ей телом, а Бог — подчиненной Ему тварью, то
почему же не понимать слова "вдунул" так, что Бог создал
душу из подчиненной Ему твари, потому^что хотя душа
господствует над своим телом и не так, как Бог — над
вселенной, которую Он сотворил, однако и она производит
дыхание движением тела, а не из своей субстанции.
И хотя можно сказать, что душа человека — не само
дыхание Божие, но что Бог сотворил душу в человеке
дыханием, однако не следует считать сотворенного Им
при посредстве слова лучшим сотворенного Им при пос-
редстве дыхания на том только основании, что у нас слово
лучше дыхания. Впрочем, из вышесказанного отнюдь не
следует, что мы не можем называть душу дыханием Божиим,
понимая при этом не то, что душа — это природа и
субстанция Бога, но то, что дунуть (у Бога) значит то
же, что сотворить дыхание, а сотворить дыхание — то
же, что сотворить душу. Это мнение подтверждает и то,
что говорит Бог через Исайю: "Изнеможет предо Мною
дух и всякое дыхание, Мною сотворенное" (Ис. LVII, 16).
А что Он говорит не о каком-либо телесном дыхании,
показывает дальнейший ход повествования. Ибо за этими
словами следует: "За грех корыстолюбия его Я гневался,
и поражал его". Что же называет Он дыханием, как не
душу, которая опечалена и поражена по причине греха?
В таком случае "всякое дыхание, Мною сотворенное"
означает то же, что и "всякая душа, Мною сотворенная".
Глава IV
Таким образом, если бы мы считали Бога как бы
душою нашего мира, для которой мир выступает как тело
единого живого существа, то тем самым сказали бы, что
Бог дыханием сотворил телесную душу человека из под-
властного Ему воздуха, т. е. из Своего тела; однако то,
что Он и этом случае сотворил бы и дал Своим дыханием,
474