Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/474"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
КНИГА СЕДЬМАЯ
Глава I
"И создал Господь Бог человека из пцдха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею
живою" (Быт. II, 7). С рассмотрения этих слов Писания
мы начали предыдущую книгу и о самом сотворенном
человеке, преимущественно же о его теле, сказали, что
представлялось нам сообразным с Писаниями, столько,
сколько посчитали достаточным. Но так как вопрос о
душе человеческой — вопрос весьма сложный, то мы
предпочли отложить его до настоящей книги, не зная,
насколько Господь поможет нашему желанию говорить об
этом правильно, но твердо зная, что правильно будем
говорить лишь настолько, насколько Он пожелает. А
правильно — значит правдиво, ничего дерзко не отвергая
и ничего безрассудно не утверждая, пока остаются сомнения
для веры или христианской науки, истинны ли они или
ложны; то же, что можно знать или из очевидного порядка
вещей, или из несомненного авторитета Писаний, принимая
безо всяких сомнений.
Но, прежде всего, обратим внимание на само изречение:
"Вдунул в лице его дыхание жизни". Ибо в некоторых
кодексах можно встретить "дохнул" или "испустил дыхание
на лице его". Но так как у греков читаем: sve^uoriaev,
то, несомненно, следует понимать "дунул" или "вдунул".
В предыдущей книге мы уже говорили о руках Божьих,
когда обсуждали образование человека из праха; то же
надобно сказать и относительно изречения "вдунул Бог":
как человека Он создал не руками, так и вдунул не
гортанью и губами.
Глава II
При всем этом, по моему мнению, такими словами
Писание помогает нам в рассмотрении настоящего чрез-
472