Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/473"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ющимися по нему. Ведь сказано же: "Обновляйтесь в духе
ума вашего", т. е. станьте духовными; но если в своем
уме он (Адам) таким не был, то как мы можем обновиться
по тому, чем человек никогда не был? А между тем,
апостолы и все святые праведники, имея тело душевное,
внутренне жили духовно, обновляясь в познании Бога по
образу Создавшего их. Однако, они еще не были в
состоянии не грешить, если могли сочувствовать неправде.
А что и духовные люди могут впадать в искушение греха,
об этом ясно свидетельствует апостол, говоря: "Братия!
если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные
исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый
за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. VI, 1). Я
говорю это к тому, чтобы кто-либо не усомнился, как
мог согрешить Адам, коль скоро внутренне он был ду-
ховным, хотя по телу и душевным человеком. Но хотя
все сказанное выше и кажется правильным, однако, не
будем спешить с заключением, но подождем, не встретит
ли такое понимание препятствия в каком-нибудь после-
дующем месте Писания.
Глава XXIX
На очереди теперь стоит весьма трудный вопрос о
душе, вопрос, над которым трудились многие, оставив,
впрочем, достаточно места и нам. То ли мне не довелось
перечитать всего и у всех, которые могли, не отклоняясь
от истины нашего Писания, относительно этого предмета
достигнуть ясного и несомненного понимания, то ли сам
по себе этот вопрос таков, что людям, подобным мне, не
дано понять тех, которые рассуждают о нем правильно,
но, признаюсь, никто еще доселе не смог убедить меня
» том, что вопрос разрешен и дальнейшие изыскания
бессмысленны. Удастся ли мне достигнуть чего-либо истин-
ного, не знаю. Но что смогу, то, насколько Господу будет
угодно помочь мне и моих усилиях, изложу в следующей
книге.
471