Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
из-за греха. Смотри же, что следует дальше:), а обновиться
в духе ума вашего и облечься в нового человека, созданного
по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. IV, 21
— 24). Вот что вследствие греха потерял Адам! Отсюда,
мы обновляемся в том, что потерял Адам, т. е. в духе
ума нашего, по телу же, которое сеетс^ душевным, а
возрастает духовным, мы обновимся в лучшее, в то, что
Адам еще не имел.
Глава XXVII
Апостол также говорит: "...совлекшись ветхого человека
с делами его и облекшись в нового, который обновляется
в познании по образу Создавшего его" (Кол. III, 9, 10).
Этот-то начертанный в уме образ Адам и потерял вследствие
греха, и именно его мы и обретаем снова по благодати
оправдания, а не духовное тело, которое Адам еще не
имел, но которое будут иметь все святые, восставшие из
мертвых. Это составит уже награду за то благо, которого
лишился Адам. Поэтому та новая одежда (Лук. XV, 22)
означает или ту праведность, от которой отпал Адам, или
же, если она означает одежду телесного бессмертия, то
он (Адам) лишился и бессмертия в том смысле, что из-за
греха уже не мог его достигнуть. Ведь и мы говорим, что
лишается жены или чести тот человек, который не получает
желаемого, оскорбив того, от кого ожидал (получить то
или другое).
Глава XXVIII
Итак, согласно с этим мнением, Адам имел душевное
тело не только до помещения в рай, но и во время жизни
в раю, хотя во внутреннем человеке был духовным, по
образу Создавшего его; далее, вследствие греха он утратил
(этот образ) и заслужил телесную смерть; не согрешив же,
заслужил бы изменение в духовное тело. Но если пред-
положить, что и внутренне он был душевным, то тогда
уже мы действительно не можем быть названы обновля-
470