Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/470"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
в телесной пище. Зачем же тогда понимать рай иноска-
зательно, а не буквально, если тело могло умереть только
вследствие греха? Действительно, Адам не умер бы и
телом, если бы не согрешил, ибо апостол ясно говорит,
что "тело мертво для греха"; но до греха оно вполне
могло быть и душевным, чтобы через некоторое время,
после праведно проведенной жизни, по воле Божией стать
духовным.
Глава XXIV
Каким же тогда образом, говорят нам, мы обновляемся,
если не получаем того, что потерял первый человек, в
котором все согрешают? Некоторым образом, конечно, мы
это получаем, а некоторым — нет. А именно: бессмертия
духовного тела, которого первый человек еще не имел,
мы не получаем, а ту праведность, от которой он отпал
вследствие греха, получаем. Поэтому от ветхости греха мы
обновимся не в прежнее душевное тело, в каком находился
Адам, а в лучшее, духовное, в котором будем подобными
ангелам Божиим, обретаясь на небесах и не нуждаясь
более в тленной пище. Мы обновимся "духом ума нашего"
(Еф. IV, 23) по образу Создавшего нас, образу, который
Адам, согрешив, утратил. Но мы обновимся и плотью,
когда "тленному сему надлежит облечься в нетление",
чтобы стать духовным телом, в которое тело Адама еще
не было, хотя и должно было быть изменено, если бы
вследствие греха он не заслужил смерти и душевного тела.
Глава XXV
Наконец, апостол говорит не "тело смертно для греха",
а "тело мертво для греха". Значит, прежде греха тело
могло быть названо в одном отношении смертным, а в
другом — бессмертным. Смертным потому, что могло
умереть, а бессмертным потому, что могло и не умереть.
Ибо одно дело — иметь возможность умереть, каковою
возможностью обладают некоторые созданные Богом бес-
468