Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/47"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Божием, о том, как угодить Богу (I Кор. VII, 32), т. е.
строящему на Христовом основании золото, серебро, дра-
гоценные камни; другому же, заботящемуся о мирском, о
том, как угодить жене, т. е. строящему на том же основании
дрова, сено, солому: дело первого не сжигается, потому
что он не полюбил то, от потери чего он мог бы страдать;
дело же второго сжигается, потому что без страдания не
пропадает то, что приобретено с любовью.
69. Не может быть, чтобы нечто подобное было и
после настоящей жизни; трудно сказать, спасаются ли
некоторые верующие через какой-то очистительный огонь
настолько медленнее или быстрее, насколько больше или
меньше возлюбили преходящие блага, но только не те
спасаются, о ком сказано, что "они царствие Божие не
наследуют", если соответственно с их раскаяньем не прос-
тятся и их преступления (I Кор. VI, 10). Согласно с этим
я сказал, что небесполезны и милостыни, которым Бо-
жественное Писание потому придает значение, что, как
возвестил Господь, лишь плод их будет поставлен в заслугу
правым и лишь бесплодие их будет зачтено левым, так
как одним скажет: "прийдите благословенные Отца Моего,
наследуйте царство", другим же: "идите в огонь вечный"
(Мф. XXV, 34 - 41).
70. В самом деле, нужно остерегаться, чтобы кто-нибудь
не подумал, будто страшные преступления, совершаемые
теми, которые царствие Божие не наследуют, ежедневно
совершаются и ежедневно искупаются милостынями. Жизнь
должна изменяться к лучшему и милостынями нужно
умилостивлять Бога за прошедшие грехи, а не подкупать
Его каким-нибудь путем для того, чтобы всегда было
позволительно безнаказано совершать их. "Ибо никому не
дал Он позволение грешить" (Сир. XV, 21), хотя по
милосердию, если приносится соответствующее извинение,
уничтожает уже содеянные грехи.
71. За ежедневные же легкие и маловажные грехи, без
каких невозможна настоящая жизнь, прощение испрашива-
ется в ежедневной молитве верующих. Ибо говорить: "Отче
наш, сущий на небесах!" свойственно тем, которые уже
возрождены у Отца водою и Духом. Эта молитва уничто-
45