Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/469"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
понимать рай в духовном смысле, чем усомнимся в том,
что человек обновляется, коль скоро об этом столько раз
говорит Писание, или думать, что ему возвращается то,
чего он не терял. К тому же и сама смерть человека,
которую, как о том говорят многие божественные свиде-
тельства, он навлек на себя своим грехом, как-будто
указывает на то, что изначально он был свободен от
смерти. Каким же образом смертный был свободен от
смерти, и каким образом он был бессмертен, если имел
душевное тело?
Глава XXII
На основании вышесказанного некоторые полагают, что
своим грехом Адам навлек на себя не телесную смерть,
но душевную, каковой является порочность. По их мнению,
из душевного тела Адам должен был перейти к тому
покою, какой имеют теперь почившие святые, и в конце
веков вновь обрести тело, но уже бессмертное; так что
телесная смерть явилась не вследствие греха, а естественно,
как смерть животных. Но туг им возражает апостол, говоря:
"...тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса,
живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит
и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас"
(Рим. VIII, 10, II). Таким образом, и телесная смерть —
от греха. Значит, если бы Адам не согрешил, то не умер
бы и телом, а потому и тело имел бы бессмертное. Каким
же образом бессмертное, если — душевное?
Глава XXIII
Но, с другой стороны, те, по мнению которых тело
Адама в раю было изменено, став из душевного духовным,
упускают из виду, что если бы он не согрешил, то ничто
бы не препятствовало ему после райской жизни, прове-
денной праведно и послушно, получить требуемое изме-
нение тела в вечной жизни, где оно бы уже не нуждалось
467