Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XX
Здесь мы сталкиваемся с новой трудностью, а именно:
каким образом мы можем обновиться, если не будем
призваны через Христа к тому, чем были прежде в Адаме?
Ведь хотя многое обновляется не в прежнее, а в лучшее,
однако обновляется из состояния более низкого, чем то,
каким оно было раньше. Почему "о том надо было
радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и
ожил, пропадал и нашелся" (Лук. XV, 32), почему пред-
лагалась ему новая одежда, раз он не обрел бессмертия,
которое потерял в Адаме? И каким образом сам Адам
потерял бессмертие, коль скоро имел душевное тело? Ибо
не душевным, а духовным будет тело, когда "тленному
сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему —
облечься в бессмертие" (I Кор. XV, 53). Итак, мы пос-
тавлены перед трудным решением: как, с одной стороны,
соблюсти изречение: "Так и написано: "первый человек
Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух
животворящий"; и как, с другой стороны, показать, что
упомянутое обновление и обретение бессмертия есть обнов-
ление в прежнее состояние, т. е. в то, которое потерял
Адам?
Иные полагают, что человек, действительно, вначале
был создан с душевным телом, но при помещении в рай
был изменен подобно тому, как и мы изменимся при
воскресении. Правда, говорят они, книга Бытия об этом
умалчивает, но как иначе согласовать между собою эти,
и не только эти свидетельства, которые мы находим в
Писании?
Глава XXI
Но если так, то тщетны все наши старания понимать
рай, да и не только рай, буквально; выходит, что все
сказанное, сказано иносказательно! Действительно, кто же
будет думать, что пища от плодов древесных могла быть
нужна для бессмертных и духовных тел? Впрочем, если
других объяснений найти нельзя, то лучше уж будем
466