Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/466"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
воле и предведении Бога, Который в вечности знал, что
должно было случиться в это время, Езекии надлежало
умереть именно тогда, когда он и умер. Правда, в этом
случае снисхождение Езекии было сделано ради его мо-
литвы, но ведь и то, что он будет молиться, притом
молиться именно так, что этой молитвой заслужит снис-
хождение, несомненно знал Тот, Чье предведение не может
ошибаться; то же, что Он предвидит, то и необходимо.
Глава XVIII
Поэтому, если причины всего будущего были заложены
в основание мира в тот "день один", в который Бог
сотворил все разом, то, при своем образовании из праха
земного, вероятнее всего, как нам кажется, в образе уже
зрелого мужа, Адам был сотворен не как-либо иначе, но
именно так, как это заключалось в тех самых причинах,
в каких Бог создал человека в ряду дел шести дней. В
этих причинах заключалось не только то, что он мог быть
таким, но и то, что он необходимо должен был быть
именно таким. Ибо, конечно же, Бог сотворил его не
только не вопреки Своей воле, но и не вопреки созданным
по Его же воле причинам.
Если же в первоначально созданную тварь Он заложил
не все причины, но некоторые оставил в Своей воле, то
хотя последние и не зависят от необходимости тех, которые
Он сотворил, но, однако же, не могут быть и противо-
положными тем, что установлены Его волей, ибо воля
Бога не может быть противоположной самой себе. Отсюда,
установленные Им причины Он сотворил так, чтобы по
ним могло происходить, хотя и не необходимо, то, при-
чинами чего они служат; несотворенные же сокрыл так,
чтобы по ним возможное происходило необходимо.